История Брейтовской средней школы начинается в 1869 году. Она является преемницей двух школ, действующих в с. Брейтово с XIX века.
В ходе земской реформы 1864 года были созданы земства-выборные органы местного всесловного самоуправления. На них возлагалось народное образование.
Материальные возможности земств были весьма скромными. Поэтому большую роль в земских делах играли частная инициатива, благотворительность, меценатство и т.п.
Земские учителя, престиж которых был очень высок, обучали крестьянских детей грамоте.
Школа с.Брейтово была открыта в 1869 году как земское начальное училище. На очередном земском собрании, которое состоялось 9 сенятбря 1869 года, обсуждался вопрос о счисле вновь открытваемых школ Мологского уезда. Среди них значилось Брейтовское земское училище, открытое "на губернский счёт". Срок обучения составлял 3 года. Ученики изучали закон Божий, арифметику, русский язык, чистописание, чтение. Училище имело собственное здание, состоящее из трёх комнат.
1891 году в с.Брейтово была открыта школа духовного ведомства (Священного Синода) - церковно-приходское училище. Курс обучения в нём был тот же, что и в земском училище. Оно располагалось в"селе Заручье Брейтовского прихода в 1/2 версты от с. Брейтово". Число учащихся на 1 января 1896 года составило 20 мальчиков и 10 девочек.
В документах Мологского уездного земства имеются сведения о попечителях земского училища: крестьянских сёл Брейтово и Черкасово Алексее Орлове и Василии Смирнове.
В этих же документах сохранились сведения об учителях земского училища.
Среди учителей были выпускники Ярославской духовной семинарии и Епархиеального училища, Санкт-Петербургской земской учительской школы, Рыбинской Мариинской Женской гимназии, Ярославской Екатерининской гимназии (выпускница её - Селецкая Мария Фёдоровна, 1903г.). Павла Ивановна Соболева после окончания курса в Ярославском Епархиальном училище работала заведующей Брейтовским земским училищем.
Численность учащихся в 1883 году составила 76 мальчиков и 74 девочки, число учителей - 3, законоучитель - 1. На 1 января 1914 года численность учащихся составила 120 человек, число учителей - 3, законоучитель - 1, курс обучения - 4 года.
В 1912 году в Брейтовском земском училище был введён 4-хгодичный курс обучения. Училище обслуживало населенные пункты: с. Брейтово, деревни Заручье, Нечёсово, Бреньково, Колоколеево, Буяка, Трухино, Кучино. Брейтовское волостное правление снабжало училище всем необходимым.
После Октябрьской революции на базе двух училищ созданы две школы: 1 ступени (обучалось от 8 до 12 лет) и 2 ступени (дети 13-17 лет). Не хватало учебников и письменных принадлежностей. В 1921 году на 5 учеников приходилось одно перо или карандаш.
Школу второй ступени преобразовали в школу крестьянской, а позднее колхозной молодёжи (ШКМ). Руководителем ШКМ с 1930 года был Волков Александр Васильевич.
Школа 1 ступени возникла на базе земского училища. До 1939 года школа носила имя Сталина.
В 1935 году прошло преобразование Школы колхозной молодёжи в среднюю школу. Первый выпуск в количестве 19 человек был в 1938 году. Увеличилась численность учителей – до 19 человек. Директором средней школы с 1937 года стал Мишурин Василий Николаевич. В разные годы в школе работали кружки: драматический, литературный, стрелковый, авиамодельный, санитарный.
К началу 1941 года перед Отечественной войной в Брейтове было построено 2 новых здания школы: здание для семилетней школы (на улице Память Ильича) и здание для средней школы (на ул. Школьной).
Великая Отечественная война резко изменила условия работы учебных заведений. Не хватало учебных пособий, оборудования, сокращались уроки. В сводке учёта детей и подростков Брейтовской средней школы, подлежащих обучению, на 1 января 1943 года приводятся такие данные: из 120 детей с 8 по 15 лет не обучаются 14. Причины: отсутствие одежды и обуви, домашние обстоятельства, поступление на работу. Детям фронтовиков была оказана помощь: выдано 17 пар тёплой обуви. Для детей детского сада собрано 3 тонны овощей.
В октябре 1942 года в школах стали вводиться занятия по военной подготовке. Учащиеся изучали оружие: пулемёт, винтовку, пистолет-автомат. Активно участвовали в тимуровском движении: помогали многодетным семьям, престарелым родителям солдат, ушедшим на фронт, эвакуированным ленинградцам. Директором школы в эти годы была Мишарина Ольга Павловна.
В 50-е годы в школе начали работать Шабаева Валентина Ивановна, Воронова Валентина Борисовна и др.. Директорами школы были Мишарин Василий Николаевич, Жильцов Василий Иванович (с 1957г.).
В 1958 году принято решение закрыть семилетнюю школу в Брейтове из-за низкой наполняемости классов. Школа стала единой средней школой.
Брейтовская школа располагала пятью зданиями: тремя учебными и двумя учебными мастерскими.
На 1 сентября 1960 года в школе обучалось 410 человек, курс обучения - 10 лет.
В 60-е годы большое внимание уделялось сельской школе. Вся работа с учениками строилась через комсомольские и пионерские организации: тимуровское движение, сбор макулатуры, металлолома и др.. Директорами школы были Серёгин Дмитрий Сергеевич, а затем - Янов Леонид Перович. В конце 60х годов было построено новое здание школы (сейчас - д/с "Улыбка").
В 70-е годы использовались такие формы работы с учащимися, как встречи с ветеранами, наставничество. Интересно был организован Ленинский зачёт для комсомольцев: подготовка отчёта о самообразовании, участии в общественой жизни, учебных успехах, с которыми выступали перед одноклассниками.
В школе успешно работала ученическая производственная бригада: на базе колхоза имени Кировпа учащиеся 9-х классов выращивали кукурузу и капусту. Школьники готовили литературные вечера, посвященные творчеству русских и советских писателей и поэтов, проводили новогодние карнавалы. Увлекательной страницей была и военно-спортивная игра "Зарница". На переменах школьники охотно играли в подвижные игры, причём коллективные (лапта,вышибала и др.) В школу пришла работать группа молодых учителей. Директором школы с 1973 года стал Шилов Валентин Дмитриевич.
В 1980 году школа переехала в новое здание, в котором мы учимся сейчас. Принимала новую школу директор Русина Нина Николаевна.
Приметой 80-х годов стало движение сводных комсомольско-молодёжных отрядов животноводов. Десятки девушек и юношей, выпускников Брейтовской школы, пошли работать на фермы района. В школе было организовано лесничество. В течение нескольких лет действовала учительская агитбригада под руководством Быковой Галины Александровны: её концерты проходили в колхозах района. Директором школы стал Смирнов Вячеслав Николаевич, проработавший в должности 16 лет.
В 90-е годы в школе большие изменения в содержании и методах образования. Ушли в прошлое детские политические организации: комсомол, пиореры и октябрята, а с ними и многие формы работы с детьми. Началась компьютаризация школы: открылся компьютерный класс, школу подключили к сети Интернет. Возникло детское самоуправление. В 1998 году школа стала победителем областного конкурса "Школа России" среди сельских образовательных учреждений.
Директором школы с июля 2000 по 2015 год являлась Воронова Марина Викторовна.
За 15 лет руководства Мариной Викторовной образовательным учреждением в школе произошли большие перемены. Обновление началось с административной команды: заместителями директора по учебной работе стали Крестова Ольга Анатольевна и Гусева Валентина Михайловна, на место заместителя директора по воспитательной работе пришла Шмагина Ирина Михайловна.
Начиная с 2000г. в школе был введен гендерный подход в обучении, в рамках которого были организованы кадетские классы с целью всестороннего развития учащихся, формирования основы для их подготовки к достойному служению Отечеству на гражданском, военном поприще. В концепцию развития школы была заложена программа «Отечества достойные сыны», появились новые традиции: посвящение в кадеты, встречи с ветеранами войны и труда, конкурс сочинений на патриотические темы и др. Помимо кадетских, были организованы классы для обучения девочек, большее внимание стало уделяться домоводству. Первый выпуск кадетов состоялся в 2002 году, затем в 2004 и т. д. Руководителями кадетских классов были Волков Александр Валерьевич, преподаватель-организатор ОБЖ, и Шимбаров Александр Николаевич, учитель физической культуры.
С августа 2001 года в Брейтовской СОШ работала в рамках экспериментального курса «Самосовершенствование личности школьника». В рамках этой программы в школе был введен новый учебный предмет ССЛ (самосовершенствование личности школьника), который преподавался Шиловой Ладой Валентиновной до 2018 года, велись факультативные занятия. Для труднообучаемых в курсе «Научи себя учиться» был введен специальный раздел «Ликвидация пробелов в знаниях». В это же время в школе была создана социально–психологическая служба, в состав которой вошли педагог-психолог Ухова Оксана Сергеевна и социальный педагог Голованова Светлана Николаевна. Разработаны и реализовывались меры, направленные на предупреждение и профилактику асоциального поведения учащихся. Создан и начал работу школьный совет профилактики. Позднее для проведения занятий была открыта комната релаксации.
Много внимания уделяла Марина Викторовна и администрация школы развитию школьного самоуправления. В 2002 году была создана детская организация – школьная республика «Маленькая страна» со своей программой, уставом, президентом, гимном, гербом и прочей символикой, которая разрабатывалась самими республиканцами в ходе организации проектной деятельности. С тех пор в первую субботу декабря в школе празднуется День рождения республики, в ходе которого проходят массовые мероприятия интеллектуальной и творческой направленности, КВН. Традиция празднования Дня рождения «Маленькой страны» сохранилась и в настоящее время. За годы существования самоуправления в школе было создано воспитательное пространство, обеспечивающее становление и развитие социально активной, духовно и культурно развитой личности, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, нацеленной на достижение социально-значимого и личностно-позитивного результата.
Начиная с 2005 года, в Брейтовской школе появились классы профессиональной подготовки по специальностям «Тракторист категории В и С», «Водитель автомобиля категории В,С».
В целях повышения эффективности функционирования муниципальной методической службы и создания в районе единого образовательного пространства, централизованного учебно–методического обеспечения с 1 января 2005 года в структуре МОУ Брейтовской СОШ был создан Информационно-методический центр (ИМЦ). Руководителем ИМЦ с момента его основания стала Ермакова Галина Алексеевна, заместитель директора по учебно-методической работе. С 1 сентября 2007 года на эту должность была принята Струбина Елена Ивановна.
В рамках реализации Программы развития Брейтовского муниципального района МОУ Брейтовская СОШ в течение 2010-2012 г.г. работала над двумя подпроектами:
«Обеспечение индивидуализации образования школьников через реализацию модели ОУ – ресурсный центр»;
«Единая информационно-образовательная среда муниципальной образовательной системы».
Создание на базе школы ресурсного центра позволило достичь следующих результатов:
1) была успешно реализована модель предпрофильной подготовки через курсы по выбору (ежегодно 10-12 курсов) межпредметного и надпредметного содержания;
2) получен положительный опыт сопровождения обучения старшеклассников по индивидуальным учебным планам;
3) внутришкольное обучение способствовало повышению компетентности педагогов в области технологий, обеспечивающих индивидуальный подход (86,8% учителей применяют технологии РКМПЧ, проектные, исследовательские, ИКТ и др.);
4) создана система психолого-педагогической поддержки обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (внедрена система психолого-педагогического мониторинга, создан и до настоящего времени работает психолого-педагогический консилиум, реализуются индивидуальные образовательные маршруты детей с ОВЗ);
5) начата работа по освоению дистанционного обучения, в рамках которого 2 педагога прошли обучение в ИРО по проекту «Гиперметод», организовано дистанционное обучение 1 ученика по договору с Центром помощи детям, 43 старшеклассника под руководством 13 педагогов проходили обучение в информационно-образовательной среде «Телешкола»; учащиеся приняли активное участие в дистанционных викторинах, конкурсах и проектах Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании Департамента образования Ярославской области; несколько педагогов освоили дистанционную форму обучения для повышения квалификации.
С октября 2011 года школа являлась муниципальным ресурсным центром по направлениям:
«Организация и содержание обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»;
«Дистанционное обучение школьников»;
«Сопровождение развития сетевых сообществ педагогов»;
«Развитие единой информационно-образовательной среды»;
«Спортивно-массовая работа с детьми».
Достижения МОУ Брейтовской СОШ за 2011-2012 учебный год
За высокую эффективность в работе по подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе школа была награждена Почетной грамотой Департамента образования Ярославской области.
Школа становится победителем районного конкурса на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию молодежи; победителем районного конкурса на лучшую организацию работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Несколько лет подряд школьная агитбригада под руководством педагога-организатора Зубовой Юлии Ивановны держала первенство в региональном детском экологическом фестивале.
Функционирует историко-военно-патриотический клуб «Стратилат», в рамках которого ежегодно проводились военно-патриотическая игра «Зарница» (возрождены прежде утраченные традиции), летние сборы на острове Цапелиный Брейтовского района, учащиеся школы стали принимать участие в Вахте Памяти в г.Волгограде. С момента существования клуба было проведено 8 выездов на о.Цапелиный. Каждые сборы имели тематическую направленность, связанную с памятными датами в истории нашей Родины.
С целью содействия материально–техническому обеспечению ОУ и привлечения родителей к управлению образовательным процессом в МОУ Брейтовской СОШ был создан коллегиальный орган управления – Попечительский совет.
Организованы занятия физической культурой для детей с ограниченными возможностями здоровья по специальным программам, обеспечивающим реабилитацию и профилактику заболеваний.
Осуществлялся подвоз обучающихся, проживающих в других населенных пунктах четырьмя школьными автобусами.
В начальной школе функционировали группы продленного дня.
По инициативе членов Попечительского совета в апреле 2012 года прошла первая благотворительная акция «Белый цветок», объединившая учащихся школы и их родителей. Проведение благотворительной ярмарки стало ежегодной традицией, к ней подключились и другие образовательные организации района. Вырученные средства направляются на помощь нуждающимся семьям.
Материальная база школы позволяла в полной мере реализовывать все программы в соответствии с требованиями государственных стандартов. Образовательная деятельность велась в трех зданиях, в которых расположены 40 учебных кабинетов, в том числе оснащенные необходимым оборудованием кабинеты химии, физики, биологии, информатики, географии, иностранного языка, ОБЖ, ИЗО, технологии, мастерские, спортзал. Летом 2012 года школа получила комплекты лабораторного оборудования для химии, физики, биологии и окружающего мира. Школьная библиотека укомплектована учебниками на 100%.
Наличие школьной теплицы и учебно-опытного участка позволяло организовывать разнообразную проектную и исследовательскую деятельность школьников.
Полностью обеспечена материальная база профессиональной подготовки: 2 учебных кабинета, стенды, плакаты, модели, 2 автомобиля, 3 трактора. Имеется полигон для отработки навыков вождения, гаражи.
Для обеспечения работы физкультурных спецмедгрупп, предмета ритмики и танцевальных кружков оборудован специальный кабинет, что позволило разгрузить спортивный зал.
В школе создана высокоразвитая информационная образовательная среда. Кабинеты оснащены компьютерами, 13 имеют мультимедиа оборудование, 4 – интерактивные доски. Через канал ADSL с помощью локальной сети и Wi-Fi модем все компьютеры подключены к интернету.
Создание единой информационно-образовательной среды позволило решить следующие проблемы:
1) значительно укрепилась материально-техническая база информатизации;
2) на платформе «Открытый класс» созданы и активно работают 3 районных сетевых сообщества педагогов, которые объединяли не только наших учителей, но и педагогов из 20 регионов России; в рамках деятельности сообществ педагоги школы организовали несколько крупных проектов для учащихся района и различных уголков Российской Федерации;
3) создана коллекция авторских ЦОРов педагогов МОУ Брейтовской СОШ, включающая 140 единиц (разработки уроков, презентации к урокам, тесты, кроссворды и другие дидактические материалы);
4) установлена контентная информационно-образовательная среда «КМ-Школа», четверо педагогов прошли обучение по ее использованию, доступ к ресурсам среды получили все педагоги ОУ;
5) на базе школы организованы курсы по использования интерактивного оборудования, на которых обучились 23 педагога района.
С целью развития проектной и исследовательской деятельности, приобретения обучающимися опыта публичных выступлений с 2012 года ежегодно проводилась школьная научно-практическая конференция «Комаровские чтения» для учащихся 1-11 классов.
С 2013 года стала использоваться технология общешкольного метапредметного интегрированного погружения в тему. Первое погружение было посвящено 400-летию династии Романовых, следующее, в 2014 году, имело философскую направленность - «Свет и тьма равновелики?» Проведение общешкольного погружения стало новой традицией школы. Уроки погружения были для учащихся яркими и незабываемыми событиями, постепенно администрация школы и педагогический коллектив школы стал внедрять технологию со-бытийного подхода как эффективного средства формирования личности школьника.
Начиная с 2012г, с целью обеспечения санитарно-гигиенических норм в зданиях школы была произведена замена оконных блоков за счет средств областного бюджета.
На территории школы была построена универсальная спортивная площадка.
В 2015 году в школе было 76 компьютеров, 71 из которых подключен к сети Интернет, два компьютерных класса, 5 интерактивных досок, большое количество множительной и печатной техники.
Школа была территорией добра, творчества и развития. Реализовывалась программа развития школы «К добру через созидание!», развивалось социальное партнерство, был сплоченный педагогический коллектив, способный решать задачи образования.
Директором школы с 5 июня 2015 года по 6 июня 2017 года являлась Нефедова Светлана Михайловна.
Начало деятельности Нефедовой С.М. в качестве директора ознаменовано переменами в административной команде школы: сокращены должности заместителей директора по безопасности, информационно-аналитической работе, а также информационно-коммуникативным технологиям. Заместитель по учебной части Крестова Ольга Анатольевна перешла на работу в качестве учителя, на ее место была принята Тряпицина Светлана Владимировна.
В 2015-2016 году Брейтовская школа стала занимать всего два здания. Третье здание, где ранее проходило обучение первоклассников, было передано Центру дополнительного образования.
В рамках областного проекта школа оказалась включена в региональную сеть информационно-библиотечных центров Ярославской области, на ее базе создан и начал функционировать ИБЦ, команда прошла курсы повышения квалификации по теме «Информационно-библиотечный центр образовательной организации».
В декабре 2015 года МОУ Брейтовская СОШ стала соисполнителем инновационных проектов, ей присвоен статус региональной инновационной площадки на период реализации инновационного проекта «ФГОС: преемственность дошкольного, начального и основного общего образования на основе со-бытийного подхода». Педагоги школы приняли участие в обучающих семинарах и показали свой опыт применения со-бытийного подхода.
В целях активизации физкультурно–спортивной работы в школе, развития спорта на базе школы в августе 2016 года создан спортивный клуб «Сицкарь», который вошел в лигу школьных спортивных клубов Ярославии. Первым руководителем ШСК был назначен учитель физической культуры Куликов Игорь Валентинович. После него руководство клубом приняла Коковцева Любовь Борисовна, учитель начальных классов. На выделенные средства был произведен ремонт спортивного зала школы.
Кроме этого, в нескольких помещениях заменено напольное покрытие, сделан косметический ремонт кабинетов и рекреаций. Приобретены две теплицы для пришкольного участка.
С 7 июня 2017 года директором школы является Чекмарёва Ирина Анатольевна.